Искусство ковки и литья

0

Кованые и литые металлические изделия, столь широко применяемые в быту, навевают ностальгические чувства, вызывают восхищение. Путем ковки и литья можно создать много замечательных вещей для дома и сада: усадебные, лестничные и балконные ограждения, оконные и дверные решетки, фонари, беседки, мостики, обрамления фонтанов, флюгера и коньки крыш, мебель, рамы для картин и зеркал, люстры, кашпо, каминные принадлежности, малые садовые архитектурные формы , произведения мелкой пластики для украшения дома. Ковка и литьё обеспечивают изделиям не только красоту, но и прочность.

Литьё

Первым этапом в процессе литья является изготовление модели — гипсовой, деревянной, металлической, пластмассовой, — с которой затем делают литейную форму. Последние могут быть неразъемными, разъемными, с отъемными частями, для выполнения пустотелых отливок. В форму заливают металл — чугун, бронзу, латунь, медь, олово — или гипс. Затем отливку вынимают из формы и дополнительно обрабатывают.

Данный способ изготовления металлического изделия позволяет повторять его, что часто используется скульпторами для усовершенствования произведения. Благодаря литью до нас дошло множество гипсовых и бронзовых копий с ныне утраченных древнегреческих скульптурных памятников, которые римские патриции заказывали для украшения своих домов и вилл. Изготовление решеток способом литья довольно сложно, как правило, этот способ применяется, когда хотят сделать изделие с наибольшим числом одинаковых элементов. Часто литье «идет рука об руку» с процессом ковки.

Ковка

Для изготовления кованых изделий применяют железо, сталь, латунь, медь. Одним из древнейших способов обработки металлов является ковка, которая делится на два типа — холодную и горячую. Первая чаще применяется в ювелирном деле, вторая — в производстве решеток, светильников, мебели и других подобных изделий. Перед обработкой металл нагревают, например, в горне — простейшем из подобных устройств, — чаще всего открытом. Ковка выполняется на наковальнях, которые бывают одно-, дву- или безрогими, но чаще всего используется двурогая наковальня.

Кузнец использует множество инструментов: ударные — кувалды и молоты, для держания заготовки — клещи, для отрубки металла — зубила, для делания отверстий — пробойники, подкладные, для придания заготовке нужной формы, например, завитка или зигзага — обжимки, фасонные оправки. Среди приемов ручной ковки основными являются следующие: осадка — для утолщения заготовки, часто применяется при выполнении элементов переменного сечения, например, растительного орнамента), вытяжка — для удлинения заготовки или, при использовании обжимок, одновременного выглаживания, пробивка отверстий служит для дальнейшего скрепления отдельных элементов.

Вследствие такой операции, как гибка, изделие принимает изогнутую форму: угла, если выполняется на ребре наковальни, дуги — если на роге.
Еще один из ковочных приемов — скручивание, на 180° или 360«, понятно, что в результате получается витой стержень. Затем при помощи обжимок и гладилок изделие доводится до окончательного вида. Иногда на него наносится путем насечки рисунок или набивается рельеф. При изготовлении кованых изделий для облегчения работы может быть применена сварка: кузнечная (сейчас уже устаревшая), газовая или дуговая. Небольшие тонкие заготовки можно обрабатывать (гнуть, скручивать) холодным способом, зажимая их в тисках.

По рисункам кованых и литых лестничных ограждений можно изучать историю стилей изобразительного искусства. В средние века были популярны стрельчатая арка, крестоцвет, трех- и четырехлистник, »рыбий пузырь«, которые активно использовались в эпоху неоготики, дожив и до наших дней. Хотя рассматривать перила готической лестницы отдельно от всего остального убранства (чаще всего речь может идти о соборе) неправильно: это целостная система, оперирующая одними и теми же изобразительными приемами — что в изделиях из камня, что из металла. В эпоху рококо и модерна рисунок, начатый в металле лестничного ограждения, тонкой паутиной опутывает тело здания, повсюду повторяются одни и те же мотивы.

Ренессансные, как и, позднее, классицистические кованые изделия, были полны приметами античности: «графическими» изображениями ваз, колонн, рога изобилия, листьев аканта, пальметт, популярны были также различные формы меандра и гирлянд. Создатели ренессансных, а затем и классицистических перил любили круги и по-разному обыгрывали их сочетания: сплетая их то в простой, то в более затейливый узор. В целом, ренессансные кованые и литые перильные ограждения были просты и тектоничны. Чего нельзя было сказать о барокко и рококо. Последнее сделало кованый орнамент более утонченным и менее симметричным.

И совсем иная, созданная в стиле модерна лестница: Антонио Гауди в доме Кальвет в Барселоне. Интерьер, в котором находится лестница, главное — она сама, напоминают варварские дворцы. Именно варварскую, то есть тяжеловесную, неприхотливую, но при этом фантастическую. Кованые детали лестницы словно вышли из страшной сказки, напоминая романские сооружения, особенно дворцы варваров, с их упором на защитной функции, которая всегда немного устрашает, а по прошествии времени романтизируется, что и произошло с этой постройкой и этой лестницей. Металлические детали последней весьма просты и хранят в себе работу мастера, создавшего их: в этом смысле, лестница дома Кальвет — гимн ремеслу.

Сегодня в производстве кованых и литых изделий можно выделить стиль ретро, весьма уместный при возрождении усадебного строительства, и минимализм. Последний, как правило, господствует в производстве лестниц, демонстрирует красоту металла, например, простого металлического поручня в форме трубы. На изделие хочется не просто смотреть, его хочется погладить. Сегодня цвет в кованых перильных ограждениях снова завоевывает свои позиции: в моде сочетание черного металла с латунью или позолотой. Применяются новые методы обработки, которые позволили выявить бывшие скрытыми ранее свойства металлического изделия. Это уже новое рождение металла, когда он вновь стал привлекательным сам по себе.

Говоря о перильных ограждениях, можно упомянуть и о навесах над лестницами — порой небольшими, всего в несколько ступенек, — ведущими в дом. Крайние перильные стойки являются опорами этих навесов и часто оформляются в виде металлической колонки, если же таковой нет, то навес поддерживается витыми консолями. Рисунок кованых перил повторяется и в тимпане фронтона, и в ковке наддверного фонаря, а если в доме есть лестницы, то переходит и в их украшение.

Чем же все-таки привлекательно кованое или литое перильное ограждение?

Прежде всего прочностью: где, как не на лестнице, важен устой, твердость не только ноги, но и руки. Кроме того, прозрачность решеток, обрамляющих лестницы, делает жилище полным воздуха и света, а также более компактным из-за большей просматриваемости помещений. Необходимо помнить, что чем глуше перильное ограждение, тем большей площади помещения, в котором находится лестница, оно требует, а лестницы с коваными перилами позволительны даже в небольших домах. Ну и последнее, вероятно, самое главное — красота: часто совершенно невзрачное помещение оживает благодаря витиеватому искусству кузнеца или литейщика, а то и их вместе взятых. Иногда это — последний аккорд в убранстве дома: как виньетка на книжной странице в конце томика стихов.

Комментарии закрыты